Зерновые грузы повышенной влажности и зараженные амбарными вредителями допускаются к перевозке маршрутами с соблюдением условий, которые определяются Государственной хлебной инспекцией и согласовываются с ОАО «РЖД».
Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следования. Для усиления внимания работников подразделений перевозчика к этим маршрутам отправитель в накладной обязан сделать отметку «Перевозка на особых условиях; разрешена Государственной хлебной инспекцией и РЖД», в верхней части накладной красным цветом наносят пометку «Зерно влажное на просушку».
На досмотровых пунктах Государственной хлебной инспекции обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые обеспечивают беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и приведение зерна в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.
Зараженное зерно может перевозиться в адрес организаций, определенных Государственной инспекцией по карантину растений Российской Федерации для обработки и переработки.
Для переработки такого зерна выделяют предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола с обязательной очисткой и обеззараживанием вагонов- зерновозов и погрузочно-разгрузочных механизмов. После промывки и обеззараживания вагонов-зерновозов железнодорожной станцией назначения выдается справка о промывке или обеззараживании вагонов.
Чем привлекательны перевозки зерна по железной дороге
Для осуществления перевозки зерновых используются специальные вагоны (хоппер-зерновозы) и переоборудованные крытые вагоны. В крытых вагонах зерно перевозится, как навалом, так и в мешках.
Хоппер-зерновозы обеспечивают максимальную их защиту. Это обусловливает множество факторов:
Транспортировка груза в хоппер-зерновозе позволяет перевозить до 70 тонн зерна, а в крытых вагонах от 60 до 68 тонн. Погрузка осуществляется на специально приспособленных для этого станциях, с помощью элеватора. Хорошо развитая сеть железных дорог способствует осуществлению подобных перевозок практически на любые расстояния к местам их хранения, переработки или экспорта.
Вместе с этим разгрузка производится установленным пневмооборудованием, обеспечивающим перераспределение зерна на высоту 20 м в складочные бункера. Специализированная аппаратура для наполнения и разгрузки вагона – пневмопривод от мотора. Для ускорения разгрузки вагоны данной категории оснащают особыми вибрирующими механизмами.